Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Тюменская государственная сельскохозяйственная академия

Институт экономики и финансов

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Центральный банк и его место

 в денежно – кредитной системе»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: 

 

Проверил: Савельева Т. С.

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2005 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение              3

1.Центральный банк: юридический статус и структура       4

2.Цели и функции Центрального банка РФ               7

3.Основные направления денежно-кредитной политики      14

Заключение         16

ЛИТЕРАТУРА    17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Банковская система является частью кредитной системы, представляющей собой совокупность кредитных отношений и кредитно – финансовых учреждений, реализующих эти отношения. К таким учреждениям относятся центральные (национальные), эмиссионные, резервные, сберегательные, ипотечные, инвестиционные и др. банки.

Современная кредитная система России, соответствующая рыночной экономике, начала формироваться в 1990 г. В настоящее время её функционирование идёт в соответствии с двумя специализированными федеральными законами: Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР» 1990 г. №396-1 в редакции Закона 1996 г. №17-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями и Законом «О Центральном банке РСФСР» от 2 декабря 1990 г. №394-1 в редакции закона 1995 г. № 65-ФЗ с учётом дополнений и изменений, а также Гражданским Кодексом РФ и нормативными актами Центрального банка, регулирующих деятельность коммерческих банков на территории России.

В настоящее время в России функционирует двухуровневая банковская система. На первом уровне находится Центральный банк, который работает в основном с кредитными организациями. Второй уровень состоит из трёх звеньев. К первому звену относятся сберегательный банк РФ, Внешторгбанк и Внешэкономбанк, которые по статусу являются полугосударственными, т.к. контрольные пакеты акций принадлежат государству. Во второе звено входят различные коммерческие банки, филиалы и представительства иностранных банков, в третье звено – прочие кредитные учреждения.

Возникновение центральных банков связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках небольшого числа наиболее надёжных коммерческих банков, чьи банкноты наиболее успешно выполняли функцию всеобщего кредитного орудия обращения. В конце 19 – начале 20 вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном центральном эмиссионном банке.

1.Центральный банк: юридический статус и структура

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации, его права и обязанности определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. №65-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

Банк России является юридическим лицом, но в налоговых органах не регистрируется. Уставный капитал и другое имущество Центрального банка РФ является федеральной собственностью, однако ЦБ РФ не финансируется за счёт бюджета. Как юридическое лицо, он осуществляет свои расходы за счёт собственных доходов, при этом получение прибыли не является целью деятельности Банка. По итогам года ЦБ перечисляет в федеральный бюджет 50% полученной прибыли. Оставшуюся часть ЦБ направляет в резервы и фонды различного назначения.

В своей текущей деятельности Центральный банк РФ независим от органов государственного управления экономикой и самостоятельно выполняет свои функции, однако подотчётен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Независимость Центрального банка страны является необходимым условием эффективности его деятельности, которая часто противоречит краткосрочным целям правительства. Его независимость также важна в плане ограничения возможностей правительства воспользоваться денежной эмиссией для покрытия бюджетного дефицита.

Центральный банк является главным банком государства и признаётся единственным на территории страны органом денежно-кредитного и валютного регулирования экономикой.

Банк России может быть ликвидирован только на основании соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ.

ЦБ РФ подотчётен Государственной Думе, которая назначает Совет директоров – высший орган Банка России. В Совет директоров входят Председатель Банка и 12 членов Совета, которые должны работать на постоянной основе.

К основным функциям Совета относится следующее:

             При взаимодействии с Правительством РФ разработка и обеспечения выполнения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

             Осуществление оперативного руководства денежной массой

             Определение структуры ЦБ

             Утверждение сметы расходов и отчёта о годовой деятельности ЦБ

             Принятие решения об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций, об изменении процентных ставок, о выпуске в обращение новых банкнот и др.

Председатель Банка России назначается на 4 года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать данную должность боле 3-х сроков подряд.

Председатель и другие члены Совета не должны состоять в общественно-политических партиях и религиозных организациях, не имеют права работать по совместительству в прочих кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой, которая включает в себя центральный аппарат, территориальные учреждения, полевые учреждения, отделения на местах.

Центральный аппарат состоит из главных управлений и департаментов: финансовый департамент, департамент исследований и информации, департамент внешних и общественных связей или главное управление безопасности и защиты информации, главное управление недвижимости и др.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями ЦБ РФ. Территориальное учреждение ЦБ – это обособленное подразделение ЦБ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему ЦБ. Территориальные учреждения не являются юридическими лицами и не наделены правом

принимать решения нормативного характера. Территориальное учреждение принимает участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики; обеспечивает развитие банковской системы, регулирование, надзор, организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций, на рынке ценных бумаг, организацию валютного контроля, анализ состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Полевые учреждения являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, утверждаемым совместно Банком России и Министерством обороны РФ. Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Центрального банка невозможны.

К отделениям на местах относятся вычислительные и расчётно- кассовые центры, учебные заведения, подразделения безопасности и др.

На 1 января 1999 г. организационная структура ЦБ включала центральный аппарат, 60 главных управлений, 19 национальных банков, 1195 расчётно-кассовых центров, 13 банковских школ, учебно-методический центр, центр подготовки персонала, 19 организаций, подведомственных ЦБ.

 

2.Цели и функции Центрального банка РФ

Как уже говорилось выше, получение прибыли не является целью ЦБ РФ. Он реализует свою деятельность в целях зашиты и обеспечения устойчивости рубля, в т.ч. курса по отношению к иностранным валютам и покупательной способности; развитие и укрепление банковской системы России, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов.

На макроуровне денежно-кредитная политика представляет собой деятельность Центрального банка по выполнению общегосударственных задач. Цель этой политики заключается в регулировании экономики с помощью воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов. ЦБ определяет границы денежной эмиссии посредством регулирования депозитно-ссудных операций.

Для достижения своих целей все центральные банки выполняют аналогичные функции, которые можно объединить в несколько групп.

Функции по организации и регулированию денежного обращения

Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск наличных денег, организацию их обращения и изъятие из обращения на территории РФ, а также ЦБ организует систему безналичных расчётов, обеспечивает стабильность национальной денежной единицы.

Монопольное право выпуска и изъятия денег принадлежит Банку России в соответствии с его основной функцией – эмиссионного центра страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, каких не имеет никакой другой банк, т.к. его пассивы – это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Банкноты и металлические монеты Банка России являются единственным законным платёжным средством на территории России.

На Центральный банк возлагается следующее:

1)            прогнозирование и организация производства, перевозки и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов

2)            установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций

3)            установление признаков платёжеспособности денежных знаков и порядка замены повреждённых банкнот и монет, а также их уничтожение

4)            определение порядка ведения кассовых операций для всех предприятий и организаций

5)            разработка и проведение при взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля

6)            установление правил осуществления наличных и безналичных расчётов в Российской Федерации

7)            операции по купле-продаже ценных бумаг на открытом рынке

8)            установление конкретных ориентиров роста денежной массы

9)            операции по купле-продаже иностранной валюты за рубли на валютном рынке

Функции по обслуживанию Правительства Российской Федерации

Одной из важнейших функций Центрального банка РФ является функция банкира Правительства. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в ЦБ. Он ведёт счета по учёту бюджетных средств и предоставляет банковские услуги по ведению счетов и осуществлению расчётов бюджетных организаций, в частности Федерального казначейства.

Согласно статье 22 Федерального закона «О Центральном банке» ЦБ РФ не имеет права предоставлять кредиты Правительству для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом), предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Центральный банк является агентом Правительства РФ на рынке государственных ценных бумаг. От имени Правительства ЦБ управляет государственным долгом, т.е. размещает, погашает и осуществляет другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными Правительством.

Функции по обслуживанию коммерческих банков

Для осуществления расчётно-кассового обслуживания ЦБ открывает корреспондентские счета коммерческим банкам. С этих счетов списываются средства в пользу других банков и зачисляются средства в пользу владельцев счетов. Для проведения расчётов банки хранят на корреспондентских счетах определённый рабочий остаток. При недостаче средств они прибегают к кредитам ЦБ РФ или других банков.

ЦБ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций. Регулярное кредитование осуществляется под залог ценных бумаг, включённых в Ломбардный список, но по решению Совета директоров в обеспечение могут приниматься и государственные ценные бумаги, не входящие в список.

Для получения кредита ценные бумаги блокируются на специальном счёте. Рыночная стоимость ценных бумаг, скорректированная на поправочный коэффициент, должна покрывать величину кредита и процентов по нему. Начисление процентов на сумму основного долга производится за период фактического пользования кредитом. Получить кредит может только тот банк, который в полном объёме выполняет обязательные резервные требования и не имеет просроченной задолженности по кредитам ЦБ. При наличии достаточного обеспечения и соблюдении требований ЦБ РФ банк может получить несколько видов кредитов: кредит овернайт, внутридневный, стабилизационный кредиты и др.

Выпуск облигаций

Центральный банк может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций ЦБ всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций ЦБ, определяется как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Облигации ЦБ представляют собой краткосрочные ценные бумаги, доходом по которым является разница между номинальной стоимостью и ценой покупки облигации.

Надзорные и контрольные функции ЦБ

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он выдаёт лицензии на ведение банковской деятельности, устанавливает для банков экономические нормативы и следит за их выполнением, применяет к банкам меры экономического и организационного воздействия. Главной целью этого является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Для осуществления своих функций ЦБ РФ имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации, предъявлять квалификационные требования к руководителям и главному бухгалтеру кредитной организации.

Основу механизма регулирования деятельности кредитных организаций, кроме необходимости выполнения действующего законодательства и нормативных актов ЦБ, составляют обязательные экономические нормативы их деятельности. Эти нормативы, связанные с установлением минимального уровня ликвидности, достаточности капитала и максимальности рисков, принимаемых на себя банками, являются обязательными для их выполнения с целью предотвращения неплатёжеспособности и поддержания стабильности функционирования кредитных организаций.

В России регулирование деятельности коммерческих банков через экономические нормативы стало осуществляться с 1992 г. При использовании такого системного подхода Центральный банк даже в период кризиса имел возможность контролировать основные параметры деятельности банков.

Функции по внешнеэкономической деятельности

Центральный банк представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными центральными банками, а также

в международных банках и валютно-финансовых организациях. ЦБ выдаёт разрешение на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. Банк России является органом государственного валютного регулирования и контроля. Его цели и задачи определяются состоянием финансов страны, необходимостью поддержания устойчивости национальной валюты и принятия мер, направленных на противодействие утечке капитала.

Для реализации вышеперечисленных функций Центральный банк использует следующие инструменты:

1.             Процентные ставки по операциям Банка России. Согласно закону ЦБ может устанавливать несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. При этом процентные ставки ЦБ являются минимальными ставками, по которым он осуществляет свои операции. С целью защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублёвых активов Банк России постоянно корректирует процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям.

2.             Нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ кредитными учреждениями и коммерческими банками. С помощью изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует объём выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. По законодательству РФ нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. В настоящее время Центральный банк часто прибегает к изменению нормативов обязательных резервов. Это отрицательно сказывается на деятельности коммерческих банков, т.к. они не могут быстро отреагировать на эти изменения и оперативно изменить свою кредитную политику. Центральный банк должен использовать этот инструмент для долгосрочного регулирования, устанавливать его на несколько лет и пересматривать в связи с необходимостью изменения динамики объёма денежной массы.

3.             Операции на открытом рынке. Купля-продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг оказывает влияние на объём свободных ресурсов у коммерческих банков. Активные операции на открытом рынке с целью регулирования кредитных отношений невозможны при отсутствии у коммерческих банков заинтересованности в приобретении государственных ценных бумаг. Для создания заинтересованности уровень дохода по ним должен быть не ниже дохода от основных активных операций.

4.             Рефинансирование банков, т.е. кредитование Центральным банком других банков, когда последние испытывают финансовые трудности. С середины 1992 г. основные регулирующие мероприятия Банка России были связаны с централизованным кредитом коммерческим банкам на рефинансирование. В настоящее время системы рефинансирования банков совершенствуются, более широко используются рыночные способы распределения централизованных ресурсов. Наиболее рациональной формой распределения являются кредитные аукционы.

5.             Валютное регулирование, т.е. купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. В настоящее время Банк России устанавливает официальный курс рубля к иностранным валютам на основании результатов торгов на ММВБ и ограничивает круг задач, решаемых с помощью данного инструмента.

6.             Прямые количественные ограничения. Центральный банк вправе устанавливать лимиты на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских позиций только в исключительных случаях с  целью проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством Российской Федерации.

 

Мониторинг предприятий как одна из функций ЦБ РФ.

Мониторинг предприятий как источник экономической информации активно используется в деятельности Банка России и его территориальных учреждений. Развитие мониторинга как нового направления деятельности ЦБ РФ имело объективные причины. Во-первых, совершенствование денежно-кредитной политики и методов её осуществления требует изучения на макро- региональном и микроуровнях. Во-вторых, повышение требований к банковскому надзору предполагает оценку системных банковских рисков, возникающих под воздействием структурных сдвигов в реальном секторе экономики.

В течение определённого времени с момента создания Банка России проведение экономического анализа и прогнозирование состояния экономики базировалось на использовании данных государственной статистики и банковской отчётности. На их базе не всегда можно было подготовить качественный аналитический материал и выработать конструктивные предложения. Мониторинг позволил оперативно получать из первоисточников дополнительную информацию о факторах, оказывающих воздействие на производство, о влиянии экономических условий на деятельность предприятий. Результаты мониторинга предприятий позволяют дать объективную оценку состояния реального сектора экономики, выявить стратегию деятельности предприятий, оценить возможности и потребности предприятий в банковских услугах.

Использование результатов мониторинга имеет прикладное значение для выполнения функций территориальных учреждений Банка России, прежде всего надзорных. Одним из перспективных направлений практического применения результатов мониторинга территориальными учреждениями может стать их использование при оценке реалистичности представляемых бизнес-планов кредитных организаций, в которых должно учитываться влияние динамики развития экономических процессов в стране и регионе на деятельность кредитных организаций.

3.Основные направления денежно-кредитной политики 

В ближайшее десятилетие в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, который позволит повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов.

В предстоящий трёхлетний период Правительством РФ и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 7,5-8,5% в 2005г., 6,0-7,5% - в 2006 г., 5,0-6,5% – в 2007 г. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации этой политики Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики. В настоящее время России не имеет возможности перейти к режиму  свободно плавающего валютного курса рубля, т.к. предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. В таких условиях необходимо использование управляемого плавающего валютного курса в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать своё участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредотачивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции.

В последние годы границы прироста денежной массы не являются жёстко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчётной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. ЦБ РФ будет стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы при помощи всего набора находящихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования.

В настоящее время российская экономика в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. Банк России вынужден учитывать разницу между процентными ставками внутри страны  и за рубежом. На данный момент формируются условия для повышения роли процентной ставки при проведении денежно-кредитной политики. В предстоящий период в условиях функционирования Стабилизационного фонда РФ Банк России будет по мере необходимости расширять объёмы рефинансирования кредитных организаций, в частности, будет расширять доступ кредитных организаций различных регионов к его инструментам. Как результат, снижение рисков ликвидности для банков будет снижать спрос на свободные резервы и стимулировать банки расширять кредитование реального сектора экономики.

Поставленная Президентом РФ задача добиться создания необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля во многом определяет шаги, которые должны предпринять Правительство РФ и Банк России в области денежно-кредитной и валютной политики в 2005 г. Важным этапом в её решении стало вступление в силу в 2004 г нового законодательства в области валютного регулирования, предусматривающего к 2007 г окончательную либерализацию трансграничных операций с капиталом. Большое значение будет иметь принятие органами федеральной законодательной и исполнительной власти при участии ЦБ РФ мер по совершенствованию инфраструктуры и механизма регулирования финансового рынка, переходу резидентов на международные стандарты финансовой отчётности, либерализации участия нерезидентов на российском финансовом рынке. Устойчивость рубля в условиях полной конвертируемости будут обеспечивать меры структурной политики, направленные на диверсификацию российской экономики и повышение её конкурентоспособности.

 

 

 

Заключение

Центральный банк РФ, являясь эмиссионным центром страны и главной кредитной организацией, при взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и претворяет в жизнь положения единой государственной денежно-кредитной политики с помощью широко набора инструментов. Реализация Банком России этой политики должна быть направлена на создание благоприятных условий для экономического развития страны в долгосрочной перспективе. Снижение уровня инфляции должно происходить на фоне высоких темпов экономического роста и укрепления национальной валюты.

В последние годы в условиях увеличения темпов роста ВВП заметно возрос спрос предприятий реального сектора на деньги для проведения сделок. Благоприятная внешнеэкономическая ситуация, обусловленная высокими ценами на энергоносители на мировом рынке, обеспечила приток в страну иностранной валюты. Кроме того, увеличение реальных располагаемых доходов населения в 2003 г по сравнению с 2004 г способствовало росту организованных сбережений граждан. Их увеличение, а также предпочтение активов в национальной валюте активам в иностранной валюте на фоне укрепления рубля по отношению к доллару США способствовало ускорению спроса на национальную валюту сверх ожидаемых ориентиров. При этом темп инфляции за 2003 г был ниже уровня 2002 г – 12% против 15,1%.

В 2004 г при проведении валютной политики Банк России использовал режим плавания валютного курса, направленный на сглаживание резких колебаний курса национальной валюты, что в условиях притока в страну иностранной валюты позволяло продолжить накопление золотовалютных резервов. Органами денежно-кредитного регулирования для достижения целей денежно-кредитной политики осуществлялась стерилизация избыточного денежного предложения. Принимаемые Банком России и Правительством РФ меры позволили удержать инфляцию в пределах прогнозного диапазона.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1)            Трощенков Ф. А., Виноградова Т. А., «Об актуальности результатов мониторинга предприятий» // Деньги и кредит – 2004 – №12 – с.52-54

2)            Раздобреева Н. Н., Кузьминова И. Н.,

«К вопросу об использовании результатов мониторинга предприятий»

// Деньги и кредит – 2004 – №12 – с.55-57

3)            Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 г. (в соответствии со ст. 45 Федерального Закона

«О Центральном банке РФ (Банке России) // Деньги и кредит – 2004 – №11 – с.3-30

4)            Департамент исследований и информации при участии Сводного экономического департамента Банка России, «Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики»

// Деньги и кредит – 2004 – №3 – с.7-13

5)            Финансы и кредит под ред. Ковалёвой А. М. – М.: Финансы и статистика, 2004, с.373-382

6)            Финансы. Денежное обращение. Кредит. под ред. Поляка Г. Б. –

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2003, с.382-396  

Сайт создан в системе uCoz