ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская Государственная академия
культуры и искусств
Гуманитарно-культурологический факультет
Кафедра теории и истории культуры
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КУРУМКАНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1).
Дипломная работа
Выполнил(а):
Научный руководитель:
Ларкина Н.В., к.псих. наук.
Допущен к защите «________»
Работа защищена «_________» ___________
___________
___________
Введение……………………………………………………………….
Глава 1. Эстетическое воспитание как психолого-педагогический феномен……………………………………………..
1.1. Понятие эстетического воспитания и его роль в становлении полноценной личности……………………………………………….
1.2.Методы эстетического воспитания……………………..……….
Глава 2. Экспериментальное исследование применения
методов эстетического воспитания в работе со старшими школьниками………………………………………………………….
2.1.Особенности психического развития старшеклассников……..
2.2.Содержание, анализ результатов применения интегративной программы эстетического воспитания………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………...
Приложение…………………………………………………………...
Улан-Удэ
2009
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Под воздействием социально-экономических и политических преобразований в нашей стране в последние десятилетия ХХ века система школьного воспитания подверглась серьёзным изменениям не в лучшую сторону. А, попросту говоря, почти уступила место обучению. Естественно, что воспитание, в том числе и эстетическое полностью перешло в ведение родителей, и это в лучшем случае. Многие дети воспитывались под влиянием того социума, в котором проводили время свободное от занятий в школе, а это не только, и не столько родители. И как следствие, наше общество имеет целое поколение молодых людей не умеющих построить свою жизнь гармонично, лишенных эстетического вкуса, с искаженным понятием «прекрасного – безобразного», лишенных возможностью наслаждаться искусством. Ритм современной жизни требует напряжённых эмоциональных усилий, а умение «видеть» прекрасное это лучшее лекарство от стресса. Цель данного исследования показать, что именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека. И у современной отечественной педагогики есть все предпосылки сделать это.
Научная разработанность данной проблемы
Мы опирались на:
- историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования (Е.П. Белозерцев, В.М. Кларин, И.А.);
- психологические труды, обосновывающие необходимость учета своеобразия особенностей психического развития личности, создания условий для ее становления и самосовершенствования (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
- педагогические исследования, посвященные гуманизации и эстетическому подходу к воспитанию (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Маралов, Н.Д. Никандров, В.С. Селиванов, В.А. Сластенин и др.);
Цель исследования. Изучение исследования методов эстетического воспитания с точки зрения психолого-педагогического обоснования на примере учащихся старших классов Курумканской средней общеобразовательной школы №1.
Объект исследования. Эстетическое воспитание учеников 11 «Б» класса Курумканской средней общеобразовательной школы.
Гипотезы исследования. Эффективность применения методов воспитания учащихся старших классов находится в прямой зависимости от их использования с точки зрения законов психического развития и педагогического обоснования их применения. Педагогическое обоснование предполагает использование методов воспитания в их системности.
Задачи исследования.
1. Научный анализ проблемы в работах ученых.
2. Изучение процесса применения методов воспитания в работе со школьниками старших классов.
3. Проведение формирующего эксперимента в воспитательной работе с учащимися старших классов.
4. Анализ полученных результатов и составление рекомендаций.
Методология исследования.
Пихолого-философское осмысление проблемы воспитания (Божович Л.И., Выготский Л.С., Лихачев Б.Т. и другие);
Взаимосвязь педагогики и психологии (Божович Л.И., Лихачев Б.Т., Занков Л.В.);
Психологическая теория деятельности и развития (Асмолов А.Г., Бодалев А.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и другие);
Практическая значимость.
1) выявлена специфика эстетического воспитания учеников старших классов в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;
2) создана модель эстетического воспитания, применимая к школьникам старших классов.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1) предложены эффективные формы и методы, направленные на эстетическое воспитание старших школьников
2) составлены педагогические рекомендации, которые могут быть использованы в работе учителей старших классов по стимулированию эстетического воспитания старших школьников.
База исследования.
11 «Б» класс,
Курумканская средняя общеобразовательная школа №1,
Классный руководитель: Будаева Туяна Ревомировна,
Директор школы: Будаев Ревомир Роднаевич,
Адрес: р-ка Бурятия, с. Курумкан, ул. Балдакова 1.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на …… страницах. Список использованной литературы включает……