ФГОУ ВПО  Восточно-Сибирская Государственная академия

культуры и искусств

Гуманитарно-культурологический факультет

Кафедра теории и истории культуры

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КУРУМКАНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1).

 

 

Дипломная работа

               

 

 

 

Выполнил(а):

Научный руководитель:

Ларкина Н.В., к.псих. наук.

 

 

Допущен к защите «________»

Работа защищена   «_________» ___________

                                                        ___________

                                                        ___________

 

 

Введение……………………………………………………………….      

Глава 1. Эстетическое воспитание как психолого-педагогический феномен……………………………………………..

1.1. Понятие эстетического воспитания  и его роль в становлении полноценной личности……………………………………………….            

1.2.Методы эстетического воспитания……………………..……….  

Глава 2. Экспериментальное исследование применения 

методов эстетического воспитания в работе со старшими школьниками………………………………………………………….               

2.1.Особенности психического  развития старшеклассников……..    

2.2.Содержание, анализ результатов применения интегративной программы эстетического воспитания………………………………             

Заключение……………………………………………………………      

Список литературы…………………………………………………...

Приложение…………………………………………………………...    

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2009

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Под воздействием социально-экономических и политических преобразований в нашей стране в последние десятилетия ХХ века система школьного воспитания подверглась серьёзным изменениям не в лучшую сторону. А, попросту говоря, почти уступила место обучению. Естественно, что воспитание, в том числе и эстетическое полностью перешло в ведение родителей, и это в лучшем случае. Многие дети воспитывались под влиянием того социума, в котором проводили время свободное от занятий в школе, а это не только, и не столько родители. И как следствие, наше общество имеет целое поколение молодых людей не умеющих построить свою жизнь гармонично, лишенных эстетического вкуса, с искаженным понятием «прекрасного – безобразного», лишенных возможностью наслаждаться искусством. Ритм современной жизни требует напряжённых эмоциональных усилий, а умение «видеть» прекрасное это лучшее лекарство от стресса. Цель данного исследования показать, что именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека. И у современной отечественной педагогики есть все предпосылки сделать это.

Научная разработанность данной проблемы

Мы опирались на:

- историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования (Е.П. Белозерцев, В.М. Кларин, И.А.);

-   психологические труды, обосновывающие необходимость учета своеобразия особенностей психического развития личности, создания условий для ее становления и самосовершенствования (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

-  педагогические исследования, посвященные гуманизации и эстетическому подходу к воспитанию (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Маралов, Н.Д. Никандров, В.С. Селиванов, В.А. Сластенин и др.);

Цель исследования. Изучение исследования методов эстетического воспитания с точки зрения психолого-педагогического обоснования на примере учащихся старших классов Курумканской средней общеобразовательной школы №1.

Объект исследования. Эстетическое воспитание учеников 11 «Б» класса Курумканской средней общеобразовательной школы.

Гипотезы исследования. Эффективность применения методов воспитания учащихся старших классов находится в прямой зависимости от их использования с точки зрения законов психического развития и педагогического обоснования их применения. Педагогическое обоснование предполагает использование методов воспитания в их системности.

Задачи исследования.

1.            Научный анализ проблемы в работах ученых.

2.            Изучение процесса применения методов воспитания в работе со школьниками старших классов.

3.            Проведение формирующего эксперимента в воспитательной работе с учащимися старших классов.

4.            Анализ полученных результатов и составление рекомендаций.

 

Методология исследования.

Пихолого-философское осмысление проблемы воспитания (Божович Л.И., Выготский Л.С., Лихачев Б.Т. и другие);

Взаимосвязь педагогики и психологии (Божович Л.И., Лихачев Б.Т., Занков Л.В.);

Психологическая теория деятельности и развития (Асмолов А.Г., Бодалев А.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и другие);

Практическая значимость.

1) выявлена специфика эстетического воспитания учеников старших классов в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;

2) создана модель эстетического воспитания, применимая к школьникам старших классов.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) предложены эффективные формы и методы, направленные на эстетическое воспитание старших школьников

2) составлены педагогические рекомендации, которые могут быть использованы в работе учителей старших классов по стимулированию эстетического воспитания старших школьников.

База исследования.

11 «Б» класс,

Курумканская средняя общеобразовательная школа №1,

Классный руководитель: Будаева Туяна Ревомировна,

Директор школы: Будаев Ревомир Роднаевич,

Адрес: р-ка Бурятия, с. Курумкан, ул. Балдакова 1.

Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на …… страницах. Список использованной литературы включает……

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz