Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО Тюменская государственная сельскохозяйственная академия

Институт экономики и финансов

Кафедра ЭП и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Стратегическое планирование: товарная, ценовая и торговая политики»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: 

 

Проверил: Лысенко И.В.

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение             3

1.Стратегическое планирование 4

2. Товарная политика     7

3. Ценовая политика        9

4. Торговая политика      11

Заключение        13

Список литературы         14

 

 

 

Введение

 

Главной  задачей  менеджмента можно считать обеспечение существования фирмы на рынке. При этом любое принимаемое решение должно приносить пользу предприятию на длительную перспективу, а не давать хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее,  а в дальнейшем ставить существование предприятия под угрозу.

Любая фирма в своей деятельности ориентируется на спрос и потребности рынка, постоянно стремится к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений  тем,  кто несет ответственность за конечный результат деятельности фирмы, к повышению эффективности производства,  т.е.  к  получению оптимальных результатов с меньшими затратами.

Разработка экономической политики фирмы предполагает  определение целей  деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближайшую и дальнейшую перспективу,  исходя из потенциальных возможностей фирмы  и обеспеченности ее соответствующими ресурсами.

На современном этапе развития возрастающее значение  приобретает совершенствование экономических методов управления. В связи с этим все большее значение  придается  разработке  глобальной стратегии  фирмы,  основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции  на определенные рынки, т. е. стратегическому планированию.

Задачами данного реферата являются:

            изучить сущность и значение стратегического планирования;

            рассмотреть понятия и содержание товарной, ценовой и торговой политики и выяснить их место в стратегическом планировании.

 

 

1.Стратегическое планирование

 

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, который должен разрабатываться с точки зрения перспективы всего предприятия, а не отдельной личности. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал  фирмы и ее производственно-сбытовые нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными.  Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества  информации об  отраслях народного хозяйства,  рынке,  конкуренции и т.п.

В качестве предпосылок появления стратегических планов можно назвать стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные научно-техническим прогрессом, которые проявляются в:

            в росте возможностей, открывающихся перед фирмой. Это касается получения ресурсов, использования технологий, обновления, расширения производства;

            углублении потребностей, усилении конкуренции за рынки сбыта и ресурсов; интернационализация деловой жизни;

            широкой доступности научно-технической и экономической информации, что значительно облегчает поиск новых ресурсов и возможностей;

            изменении роли человека в производстве и пробуждение его творческих возможностей.

Эти обстоятельства делают непредсказуемыми пути развития организации и её окружения, и чтобы ослабить или преодолеть эту неопределённость, составляются стратегические планы.

Стратегическое планирование   представляет   собой  набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке

специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического  планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Главной целью стратегического планирования является комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе.

Процесс стратегического планирования включает:

1.            определение миссии предприятия

2.            формулирование целей и задач предприятия

3.            оценку и анализ внешней и внутренней среды

4.            разработку и анализ стратегических альтернатив

5.            выбор и реализацию стратегии

6.            оценку и контроль выполнения стратегии

В отличие от перспективных планов, стратегический план исходит из того, что будущее да¬леко не всегда лучше прошлого.

Недостатками стратегического планирования является следующее:

            стратегическое планирование не даёт детального описания картины будущего, а только качественное описание состояния, к которому должна стремиться организация, какую позицию может и должна занимать на рынке;

            процесс стратегического планирования требует больших затрат ресурсов и времени по сравнению с перспективным планированием;

            негативные последствия ошибок стратегического планирования гораздо серьёзнее, чем в перспективном, особенно для предприятий, осуществляющих безальтернативную хозяйственную деятельность.

При разработке стратегических планов организации, в том числе технической, ассортиментной и сбытовой политики, за основу берутся результаты оценки конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте. Эта оценка сводится к тщательному анализу технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей фирмы и призвана определить потенциальные возможности фирмы и мероприятия, которые фирма должна предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

В настоящее время  в рамках стратегичес¬кого планирования составляются несколько основных видов планов.

В суммативном (главном стратегическом) плане да¬ется представление об основных целях организации, будущих направлениях деятельности, рынках сбыта, ориентирах в отношении желательных темпов роста, прибыльности и пр.

На его основе разрабатываются функциональные планы, в которых отражается развитие отдельных пер¬спективных направлений деятельности организации, например, сбыта, инвестиций и пр. Это позволяет оп¬тимизировать на перспективу материальные, финан¬совые и трудовые ресурсы фирмы.

В экономическом плане суммативный конкретизи¬руется применительно к крупным подразделениям в таких хозяйственных показателях, как прибыль, рен¬табельность, инвестиции, доля рынка и т.п. Здесь же могут быть сформулированы направления и способы конкурентной борьбы с реальными и потенциальны¬ми соперниками, возможные последствия реализации или, наоборот, отказа от реализации тех или иных стра¬тегий.

Стратегические планы должны быть разработаны таким  образом, чтобы  они оставались не только целостными в течение длительного времени,  но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного  периода  времени, с учетом  постоянных  корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

 

2. Товарная политика

 

Разработка оптимального состава выпускаемой продукции по номенклатуре изделий предполагает определение состава наименований изделий и удельного веса каждого наименования в выпуске. Оптимальным считается номенклатурный состав продукции, который максимизирует прибыль.

Товарная (ассортиментная) политика предполагает решение проблемы выбора номенклатуры производимой продукции и ее оптимизацию. Основная задача ассортиментной политики – определение структуры производства в производственном отделении, а именно:

•              выявление соотношений (доли) между новой продукцией, продукцией, требующей усовершенствования и модификации, и традиционной продукцией, не требующей усовершенствований, устаревшей продукцией;

•              установление номенклатуры выпускаемой продукции и планируемых показателей – качественных и количественных;

•              определение числа моделей и модификаций одной и той же выпускаемой продукции;

•              определение структуры жизненного цикла по всей номенклатуре выпускаемой продукции и перспектив обновления ассортимента;

•              определение степени дифференциации продукции и степени технологической общности новых и существующих продуктов.

Ассортиментная политика формируется с учетом наличия необходимых ресурсов, уровня техники и технологии производства, возможностей создания нового производства в оптимальные сроки, наличия патентов и секретов производства и их патентной защиты; ожидаемой рентабельности производства и сроков окупаемости инвестиций; наличия управленческих кадров и квалифицированного персонала; наличия устойчивых связей с субпоставщиками; степени риска, связанного с сезонностью спроса,

конъюнктурой и  динамикой цен.

Ассортиментная политика направлена на оптимизацию использования технологических знаний и опыта фирмы, оптимизацию финансовых ресурсов с точки зрения рентабельности выпускаемых товаров и затрат на нововведения.

В основе формирования ассортиментной политики лежит концепция жизненного цикла товара, которая состоит в том, что продукт, создаваемый для рынка, проходит ряд этапов: внедрение, развитие, зрелость, насыщение, падение спроса, уход с рынка.

Различные товары имеют разные жизненные циклы, например, автомашина 5-10 лет, диск с записями современной музыки 30 дней. На каждом этапе жизненного цикла товара используются различные фор¬мы и методы торговли и применяются различные средства стимулирования сбыта, причем они имеют специфические особенности при сбыте различных товаров по¬требительского назначения, а также продукции производственного назначения.

Разработка ассортиментной политики требует постоянного внимания к изуче¬нию продукта с точки зрения жизненного цикла и принятия своевременных решений относительно внедрения новой продукции, модернизации или усовершенство¬вания традиционных видов продуктов, снятия товара с производства и в то же вре¬мя продолжения выпуска запасных частей для продукции, находящейся в эксплуа¬тации, с целью обеспечения бесперебойного технического обслуживания.

Практика показывает, что разработкой и осуществлением ассортиментной поли¬тики фирмы занимаются постоянно. Концепция жизненного цикла товара имеет довольно широкое распространение и используется для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии сбыта.

 

3. Ценовая политика

 

Ценовая политика фирмы – важнейшая часть общехозяйственной политики, обеспечивающая адаптацию фирмы к экономическим условиям.

Ценовая политика должна обеспечивать решение следующих вопросов:

1.            Освоение и эффективное использование новых моделей рынков и ценовой политики предприятия, объясняющих мотивы поведения рыночных агентов

2.            Учёт влияния на цены всех возможных последствий процесса интернационализации рынка, активно проникающего на экономическое пространство РФ

3.            Обеспечение гибкого подхода к процессу ценообразования в зависимости от изменения фаз развития рынка и продаваемого товара

4.            Разработка эффективной ценовой стратегии и выбор наиболее целесообразных методов ценообразования в зависимости от целей организации и реальных рыночных условий

5.            Разработка ценовой тактики с учётом постоянно меняющейся экономической конъюнктуры.

В современных условиях на ценовую политику оказывают влияние крупные монополии через стратегическое планирование, требующее устойчивых рыночных условий и стабильных цен. Таким образом, цены устанавливаются не в результате стихийной рыночной конкуренции, а в результате согласованной долгосрочной рыночной политики ведущих организаций отрасли. При этом политика цен увязывается с долгосрочными прогнозами спроса.

Основной составляющей ценовой политики является ценовая стратегия, которая представляет собой обоснованный выбор цены или перечня цен из нескольких вариантов, направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для предприятия в планируемом периоде. Успех и результативность ценовой стратегии зависит от того, насколько правильно организован процесс её создания.

Этапы формирования ценовой стратегии:

I.             Сбор исходной информации. Работа осуществляется по следующим направлениям: оценка затрат, уточнение финансовых целей фирмы, определение потенциальных покупателей, определение потенциальных конкурентов.

II.           Разработка ценовой стратегии. Разработка осуществляется на основе стратегического анализа, проводимого по 5-ти направлениям:

            финансовый анализ, включая определение удельного и общего выигрыше от  реализации товара по существующей цене; определение необходимого темпа роста объёма продаж в случае роста цены прежде, чем общий выигрыш организации снизится до существующего уровня и др.

            сегментный анализ, включая прогнозирование состава покупателей в различных сегментах рынка, определение способов проведения границ между сегментами и др.

            анализ конкуренции

            оценка внешних факторов, особенно влияния инфляционных процессов и цен на сырьё и материалы

            оценка роли государственного регулирования

III.          Подготовка проекта ценовой стратегии

Практика показывает, что грамотно сформированная ценовая стратегия является слагаемым коммерческого успеха фирмы, обеспечения её конкурентоспособности.

 

 

4. Торговая политика

 

На стадии разработки стратегии фирмы осуществляется выбор наиболее эффективной системы, каналов и методов сбыта применительно к конкретно определенным рынкам. Это означает, что производство продукции с самого начала ориентируется на конкретные формы и методы сбыта, наиболее благоприятные условия. Поэтому разработка торговой политики имеет целью определение оптимальных направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации товара, т.е. обоснованный выбор форм и методов сбытовой деятельности, ориентированных на достижение намечаемых конечных результатов.

Разработке сбытовой политики предшествует анализ оценки эффективности существующей сбытовой системы целом и по отдельным ее элементам, соответствие проводимой фирмой сбытовой политики конкретным рыночным условиям. Анализу подвергаются количественные показатели объемов продаж по продукту и по регионам, а также весь комплекс факторов, оказывающих влияние на размеры сбыта: организация сбытовой сети, эффективность рекламы и других средств стимулирования сбыта, правильность выбора рынка, времени и способов выхода на рынок.

Анализ издержек обращения предусматривает сопоставление фактических сбытовых расходов по каждому каналу сбыта и виду расходов с показателями плана с целью обнаружения необоснованных расходов, устранения потерь, возникающих в процессе товародвижения, и повышения рентабельности функционирующей системы сбыта. Организация сбыта играет важную роль и в том смысле, что осуществляет обратную связь производства с рынком, является источником информации о спросе и потребностях потребителей.

Если на основе расчетов окажется, что расходы по реализации нового товара слишком высоки и не позволяют обеспечить необходимый уровень рентабельности, то руководство может принять решение о нецелесообразности дальнейшей разработки и внедрения в производство нового товара.

Разработка и обоснование торговой политики предполагает решение следующих вопросов применительно к конкретному товару или группе товаров:

            выбор целевого рынка или его сегмента

            выбор системы сбыта и необходимых финансовых затрат

            выбор каналов и методов сбыта

            выбор способа выхода на рынок

            выбор времени выхода на рынок

            определение системы товародвижения и расходов на доставку товаров потребителю

            определение форм и методов стимулирования сбыта и необходимых для этого затрат

Обоснованием эффективности торговой политики является многовариантный расчёт издержек обращения и выбор на его основе оптимального варианта стратегии сбытовой деятельности на целевом рынке или сегменте.

 

 

Заключение

 

В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности, к тому же при недостатке экономических знаний и практического опыта работы в новых условиях. Это рождает необходимость развития стратегического планирования, которое даёт описание положения предприятия в будущем.

В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководителей предприятий, так как большинство из них уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков, что требует разработки сбытовой политики предприятия.

Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают переходить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения, то предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, согласно принятой товарной политике, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.

Разработка торговой и товарной политик должна осуществляться в тесной взаимосвязи с разработкой ценовой политики, так как цена является важным фактором воздействия на потребителя.

Таким образом, стратегическое планирование деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения.

 

Список литературы

 

1.            Вершигора Е.Е., Менеджмент – М.: ИНФРА-М, 1998

2.            Веснин В.Р., Основы менеджмента – М.: ГНОМ-пресс при сод. ТД

«Элит 2000», 1999

3.            Герчикова И.Н., Менеджмент – М.: ЮНИТИ, 2001

4.            Карлофф Б., Деловая стратегия / общая ред. Е.В. Виноградова –

 М.: Экономика, 1991

5.            Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Менеджмент – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001

6.            Хисрик Р.Д., Джексон Р.В., Торговля и менеджмент продаж –

М.: Филинъ, 1996

Сайт создан в системе uCoz