«Основы менеджмента»

 

ВВЕДЕНИЕ

Структурно-логическая схема курса.

Основные этапы развития менеджмента.

Школы в управлении.

 

 

                Учебная дисциплина «Основы менеджмента»   в системе подготовки специалистов по  “Экспертизе и управлению недвижимостью” (специальность 291500)  занимает особое место.

Она является одной из первых учебных дисциплин, формирующих специалиста по профессиональному управлению недвижимостью на всех этапах ее жизненного цикла и  как эксперта в сфере недвижимости. Эта учебная дисциплина посвящена  основам  управления, ибо в  современной экономической науке и практике, в условиях рыночной экономики  менеджмент рассматривается как управление, ориентированное на достижение успеха. Менеджмент организации – это полный менеджмент, т.е. комплексное управление всеми сферами деятельности организации, включая управление развитием организации,  управление маркетингом, управление проектами, управление качеством, управление персоналом и т.п.

Менеджмент – это всесторонняя управленческая деятельность, осуществляемая руководством организации путем принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных в условиях конкурентной борьбы  на выживание организации, обеспечение результативности, эффективности и  высокой производительности в важнейших сферах ее деятельности.

Менеджмент – это вид профессиональной управленческой деятельности. Его основная специфика заключается в управлении организацией в экстремальных условиях рыночной деятельности  и жесткой конкурентной борьбы.

 

 В учебной дисциплине «Основы менеджмента» для специальности «Экспертиза и управление недвижимостью» будет акцентировано внимание естественно на проблемах управления в сфере недвижимости.

                Цели и задачи  дисциплины

                Целью изучения дисциплины “Основы менеджмента в сфере недвижимости” является  освоение  студентами, обучающимися по специальности    291500 “Экспертиза и управление недвижимостью”, современных концепций и основ менеджмента организаций, функционирующих на рынке недвижимости  как эффективной базы управленческой, производственной и  хозяйственной деятельности.

                Основными задачами дисциплины являются:

- освоение теории менеджмента организации  в сфере недвижимости как управления, ориентированного на достижение успеха; изучение основных функций менеджмента, внутренней  и внешней среды, миссии, функций и задач организации, структуры  системы управления, организационно-правовых форм, основных видов коммуникаций  организаций, работающих в этой сфере, вопросов управления организационными изменениями, информационного обеспечения менеджмента, стратегического, инвестиционного  и инновационного  менеджмента организаций в сфере недвижимости, а также основ исследования систем управления.

                  Требования к уровню освоения содержания дисциплины

      В результате изучения дисциплины  “Основы менеджмента в сфере недвижимости” студенты должны:

     Знать:

-  современные концепции, методы, организационные принципы  и перспективы развития менеджмента организаций, работающих  в сфере недвижимости в условиях рыночных отношений.

     Уметь:

- пользоваться  полученными знаниями в практической деятельности.

В соответствии с требованиями  Государственного образовательного стандарта России в  результате изучения дисциплины   студенты должны      знать    методы, организационные структуры и перспективы развития менеджмента в сфере недвижимости.

Ниже в таблице приведены  объем дисциплины и виды учебной работы в учебных часах.

Для очно-заочной (вечерней ) формы обучения:

 

 

 

Вид учебной работы       Всего часов

               

Общая трудоемкость       100

Аудиторные занятия       34

Лекции  20

Практические занятия     14

Самостоятельная работа              66

Контрольная работа       1

Вид итогового контроля Экзамен

 

Для заочной формы обучения:

 

Вид учебной работы       Всего часов

               

Общая трудоемкость       100

Аудиторные занятия       24

Лекции  16

Практические занятия     8

Самостоятельная работа              76

Контрольная работа       1

Вид итогового контроля Экзамен

 

Содержание разделов

Введение

Структурно-логическая схема курса. Роль и место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста по экспертизе и управлению недвижимостью.

Основные этапы развития менеджмента, школы в управлении.

Лекция 1. Рынок недвижимости, его общая характеристика. Типология организаций, работающих в сфере недвижимости

Практическое занятие 1. Основные характеристики рынка жилья.

Лекция 2. Менеджмент организаций в сфере недвижимости как управление, ориентированное на достижение успеха. Основные функции менеджмента. Классификационная структура видов управленческой деятельности.

Практическое занятие 2. Функциональные обязанности менеджера.

Лекция 3. Внутренняя и внешняя среда организаций, работающих в сфере недвижимости, основные виды коммуникаций в современной фирме

Практическое занятие 3. Внутренняя и внешняя  среда инвестиционно-строительной фирмы.

Лекция 4. Миссия, цели и задачи в системе современного менеджмента организаций, работающих в сфере недвижимости.

Лекция 5. Основные  типы организационных структур, система управления организаций, работающих в сфере недвижимости

Практическое занятие 4. Организационно-правовые формы юридических лиц. Изучение образцов уставных  документов юридических лиц, функционирующих на рынке недвижимости.

Лекция 6. Управленческое решение, общая характеристика процесса его принятия и реализации.

Лекция 7. Исследования системы управления организаций, работающих в сфере недвижимости

Лекция 8. Стратегический менеджмент организаций, работающих в сфере недвижимости

Лекция 9. Инвестиционный и инновационный менеджмент организаций, работающих в сфере недвижимости

Практическое занятие 5. Информационные технологии, используемые в современном менеджменте. Использование сети ИНТЕРНЕТ для решения задач менеджмента

Заключение

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Под редакцией профессора П.Г.Грабового. Экономика и управление

   недвижимостью. М., АСВ, 1999г. 

2. Под редакцией профессора И.С.Степанова . Менеджмент в строительстве.

    М., “Юрайт”, 1999г.

3. Г.С.Гранов. Менеджемент в строительстве. Москва, 2003г. 

4. А.П.Новак, Н.И.Подгорнов, П.А.Калинин. Менеджмент в строительном производстве. М., МИКХиС, 2001г.

5. А.К.Дарков Основы менеджмента. Электронная версия учебного пособия, 2007г.

 

 Дополнительная литература

1.            Д.И.Платонов. Менеджмент (конспект лекций в схемах). Пособие для подготовки к экзаменам. М., «ПРИОР», 2000г.

2.            В.М.Гавриленко. Менеджмент Пособие для подготовки к экзаменам. М., «ПРИОР», 2002г.

3.            Э.А.Уткин, Т.Б. Бутова. Менеджмент. Пособие для подготовки к экзамену. М., ИКФ«ЭКМОС», 2002г.

4.            Под редакцией проф. И.Ю.Солдатовой, проф. М.А.Чернышева. Менеджмент. Экзаменационные ответы. Ростов-на-Дону, «ФЕНИКС», 2002г.

5.            А.А.Хромов. Менеджмент. Экзаменационные ответы. М., «БУКЛАЙН», 2003г.

6.  М.И.Басаков. Менеджмент: пособие студентам для подготовки к экзаменам. М., ИТК «Дашков и Ко», 2002г.

Роль и место учебной дисциплины «Основы менеджмента» в системе подготовки специалистов по экспертизе и управлению недвижимостью иллюстрируется рис.В-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 0

Введение в специальность

Модуль 1  Экспертиза недвижимости

Техническое обследование и оценка  остаточных ресурсов строительных конструкций

                Экологическая экспертиза в сфере недвижимости               Мониторинг, экспертиза и инспектирование объектов недвижимости

Модуль 2 Экономика и оценка недвижимости

 

Экономика

недвижимости    Оценка

собственности   Операции с недвижимостью

и страхование    Оценка объектов недвижимости , нематериальных активов и бизнеса

Модуль 3 Управление недвижимостью

 

Основы менеджмента

недвижимости   

Основы маркетинга

недвижимости    Основы управления недвижимостью, планирование и контроллинг

 

Управление проектом в сфере недвижимости        Управление качеством   Управление эксплуатацией объектов недвижимости                Организационное поведение, включая управление персоналом

Рис.В-1

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1.            Рынок недвижимости, его основные характеристики

2.            Функциональные обязанности менеджера, работающего на рынке недвижимости

3.            Виды организаций, работающих  на рынке недвижимости, и их характеристика

4.            Инвестиционно-строительная фирма, ее внешняя и внутренняя среда

5.            Общество с ограниченной ответственностью, его уставные документы и их содержание

6.            Акционерное общество, его уставные документы и их содержание

7.            Управленческое решение

8.            Исследование систем управления  организаций, работающих  на рынке недвижимости

9.            Стратегический менеджмент организаций, работающих  на рынке недвижимости

10.          Инвестиционный менеджмент организаций, работающих  на рынке недвижимости

11.          Инновационный менеджмент организаций, работающих  на рынке недвижимости

12.          Информационные технологии, используемые в современном менеджменте

.     13. Использование сети ИНТЕРНЕТ для решения задач менеджмента

14.          Основные типы организационных структур

 

Итак,

Менеджмент – это всесторонняя управленческая деятельность, осуществляемая руководством организации путем принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных в условиях конкурентной борьбы  на выживание организации, обеспечение результативности, эффективности и  высокой производительности в важнейших сферах ее деятельности.

 

Как уже отмечено выше, в настоящее время  менеджмент рассматривается как управление, ориентированное на достижение успеха.

 

Некоторые мысли менеджеров о менеджменте и менеджерах  (страница юмора)

 

Чтобы стать менеджером, нужно начать с самого низу; исключений из этого правила нет.

Генри Блок

 

Менеджмент – это способность видеть компанию не такой, как  она есть, а такой, какой она может стать. Джон Титс.

 

Действительно хороший менеджер заботится не столько о своей карьере, сколько о карьере людей, которые работают для него. Х.С.М. Бернс, президент компании «Шелл».

 

Хороший менеджер тот, кто умеет  задавать правильные вопросы. Р.Хиллер

 

Лучший менеджер тот, у кого хватает чутья, чтобы выбрать хорошего исполнителя, и хватает ума, чтобы уже не вмешиваться. NN

 

Успех - это когда вы заработали столько денег, что можете нанять профессионального менеджера, который объяснит вам, почему вы не заработали больше. Из «Словаря недостоверных определений» Л.Л.Левинсона.

 

Требуются менеджеры не старше 35 лет с сорокалетним опытом работы. Из книги Макензи  «14 000 фраз»

 

Менеджер – человек, достаточно умный для того, чтобы вести выше дело, и достаточно мудрый, чтобы не иметь своего собственного.  NN

 

Менеджер – человек, принимающий быстрые решения - и иногда верные. Э.Хаббард

 

Технократы – новое универсальное духовенство. Их религия – деловой успех, их критерии добродетели – рост производства и прибыль. Д.Гэлбрейт

 

В любом бизнесе менеджеры – наиболее ценный и наиболее редкий ресурс. П.Дракер.

 

Ной был первым менеджером на свете, причем свое дело он основал, когда весь остальной мир находился в процессе ликвидации. Из книги Макензи  «14 000 фраз»

 

 

Основные этапы развития менеджмента и школы в управлении

В истории   менеджмента можно выделить ряд  этапов, которым соответствовали определенные  школы в управлении:

1. 1885-1920 годы. Школа научного управления.

2. 1920-1950 годы. Классическая (административная )  школа управления.

3. 1930-1950 годы. Школы человеческих отношений и поведенческих наук.

4. С 1950г. по настоящее время. Современные школы менеджмента.

    1950-1980 годы  Школы управления на основе использования основ кибернетики и вычислительной техники.

    1990-по настоящее  время. Школы управления с использованием компьютерных, телекоммуникационных и мобильно-связных технологий.   

 Процессный подход к менеджменту.

 Системный подход к менеджменту.

 Ситуационный подход к менеджменту.

 Новая система взглядов на управление.

 Менеджмент: наука или искусство?

 

Школа научного управления.

Школа научного управления ( 1885-1920 годы) связана с работами Тейлора, Гилберт, Ганта. Разработка технологии работ.

Тейлор разработал методы хронометража операций и тщательного изучения движений рабочего. Работа разбивалась на операции, устанавливался единственный рациональный способ выполнения каждой конкретной работы. Отбирались наиболее рациональные движения. В качестве эталона отбирались наиболее искусные рабочие. Показатели их работы хронометрировались, устанавливались в качестве эталона и после хронометража становились нормой. Основа школы научного управления  -  это  анализ содержания и определение основных составляющих технологического процесса выполнения каждой работы.

Характерным для школы научного управления было стимулирование труда работников в денежной и материальной форме, предусматривалось в процессе труда  время для перерывов в работе и для отдыха. Придавалось большое значение обучению работников.

Школа научного управления предусматривала отделение управленческих функций (анализ и планирование) от фактического выполнения работы. Управленческая деятельность становилась специфической сферой деятельности, которую необходимо было исследовать научными методами. Начинался этап оперативного управления на предприятии.

Диаграмма Ганта, календарный график выполнения работ.

 

Классическая (административная ) школа управления

Представители классической школы –Файоль, Урвик, Муни – являлись руководителями  высшего звена управления в большом бизнесе. Их основная заслуга – разработка универсальных методов административного управления организациями. Управление рассматривалось как универсальный процесс, реализуемый  в качестве совокупности взаимосвязанных функций (финансы – производство – маркетинг).

.Файоль сформулировал основные принципы управления:

- разделение труда;

- неотделимость власти от ответственности;

- дисциплина и справедливое применение санкций;

- единоначалие (единство распоряжения);

- иерархия в управлении сверху донизу;

- единство направления (каждая группа работников, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена управлением  одним руководителем);

- подчиненность индивидуальных интересов общим интересам;

- четкое соотношение между централизацией и децентрализацией  управления;

- справедливость ( доброта, основанная на объективности);

- вознаграждение персонала за конкретную работу;

- стабильность рабочего места для персонала;

 - порядок на рабочих  местах;

- инициатива;

- корпоративная общность интересов.  

 

Школы человеческих отношений и поведенческих наук

Школа человеческих отношений (Фоллет, Мэйо, Маслоу) стала развиваться в связи с неспособностью специалистов школы научного управления и школы административного направления осознать человеческие отношения в организации в качестве одного из наиболее важных средств эффективности ее функционирования. Представители этой школы от концепции «экономического человека» перешли к концепции «социального человека».  Они открыли дорогу новому направлению в теории менеджмента, в котором большее внимание было уделено учету различных потребностей людей и влияния степени удовлетворения этих потребностей на результаты производственной деятельности. Их рекомендации были направлены на эффективное использование приемов управления человеческими отношениями, способствующими созданию обстановки близкого общения  всех работников в процессе производства.

                Школа поведенческих концепций (Мак-Грегор, Герцберг, Лайкерт) ставили перед собой задачу более полно раскрыть творческие возможности людей в целях повышения производительности труда. Эти концепции включали в себя идеи социального взаимодействия, мотивации, соотношения власти,  авторитета и  лидерства, формирования организационной структуры, внутренней среды и коммуникаций в организации. Новые подходы ориентировали работников  на осознание  своих собственных возможностей, на повышение эффективности использование человеческих ресурсов.

 

Современные школы управления

Современные школы управления возникли в связи с развитием кибернетики и теории  исследования операций ( с 50-х  годов 20 века и по настоящее время).

1950-1980 годы  Школы управления на основе использования основ кибернетики и вычислительной техники. Кибернетика как наука управления выработала комплексный подход к управлению различными системами (техническими, экономическими, биологическими и др.). Работы Д.Неймана, Шеннона, В.Глушкова и др. оказали значительное влияние  на развитие проблем управления организациями. Ключевой характеристикой науки управления является переход от словесного описания управления к символическому (алгоритмическому) и математическому описанию процессов управления, его моделированию и количественной оценке его основных характеристик. Теория исследования операций – это в сущности применение методов научного исследования к анализу функционирования, диагностики и прогнозирования состояния  сложных систем.

Дальнейшим развитием идей современных школ управления является теория принятия решений ( разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в  организациях; разработка алгоритмов выработки оптимальных решений с применением  современных методов исследований; разработка прикладных моделей экономического развития объектов различных уровней, в том числе в условиях рыночных отношений, где точные оценки получить практически нельзя).

1990-по настоящее  время. Школы управления с использованием компьютерных, телекоммуникационных и мобильно-связных технологий. Цифровая революция, т.е. бурное применение компьютерной техники  и телекоммуникационных   систем во всех сферах человеческой деятельности,  совершенно по-новому формулирует требования к управлению организациями.

 

В современном управлении используется несколько  подходов:

Процессный

Системный

Ситуационный

Новая система взглядов на управление

Менеджмент: наука или искусство?

 

 

 

Процессный подход к менеджменту

 

Процессный подход  был впервые предложен последователями школы администрати-вного управления, которые рассматривали функции управления как независимые друг от друга. В противоположность этой позиции  в современном  процессном подходе функции управления рассматриваются во взаимосвязи между собой.

Управление рассматривается как процесс. Деятельность по достижению целей представляет совокупность взаимосвязанных действий. Эти отдельные действия называют управленческими функциями. Последовательность всех функций представляет собой процесс управления.

Точки зрения на функции менеджмента

 

Файоль выделял ряд функций управления. Управлять, по его мнению, означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать.

Современные взгляды на функции управления: планирование, организация, подготовка указаний (распорядительство), мотивация, руководство, контроль, координация, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, регулирование.

В целом процесс управления включает совокупность и последовательность функций планирования (подготовки и принятия управленческих решений), организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельный вид деятельности. Оно дает возможность направлять деятельность отдельных групп и лиц в едином направлении основных целей организации

 

Рис.В-2

 

 

 

 

 

 

Системный подход к менеджменту

 

Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. Применение теории  систем в менеджменте в конце 50-х годов явилось важным вкладом школы науки управления

                

                                              

Система – это некоторая   целостность , состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами.    

 

 

Подсистемы - крупные составляющие сложных систем, сами являющиеся системами.

В организации подсистемы - это различные структурные подразделения, уровни управления, социальные группы, команды проектов и  т.п.                  Системный подход в менеджменте – это образ мышления относительно организации и управления организацией, исходя из понятий системы и подсистемы

 

                                              

 

Типы систем                                                      Модель организации как открытой системы

 

                              

 

 

 

 

 

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему                              Понимание того, что организации представляют собой открытые системы, состоящие из ряда взаимосвязанных подсистем,  дает возможность понять, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой в ограниченных временных рамках. Они стремились сосредоточить внимание на какой-либо одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного направления – техническими.

Ни одна из школ  не анализировала влияние внешней среды на эффективность деятельности организации в целом.                 Организация получает от внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы.

Эти компоненты называются входами.

                                                               В процессе своей деятельности  организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эти продукция или услуги являются выходами системы (организации), которые она выносит в окружающую среду.

 

 

Открытая система характеризуется взаимосвязями с внешней средой                                                        Если система управления эффективна, то в процессе преобразования на выходах ее появляются  новые компоненты деятельности системы (прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост престижа организации и т.п.).

                                                              

 

 

Рис.В-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуационный подход к менеджменту

 

 

Ситуационный подход к управлению

 

 

               

 

 

Особенности

                              

Методология ситуационного

подхода

к менеджменту

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям                           Менеджер должен быть знаком с наиболее эффективными  средствами профессионального управления, что подразумевает знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, качественных и количественных методов принятия решений.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данный момент времени                            Менеджер должен уметь предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия использования ситуационного подхода в конкретной ситуации

Используя ситуационный подход, руководители могут лучше оценить важность и действенность тех или иных приемов, которые следует использовать в данной конкретной обстановке                    Менеджер должен правильно интерпретировать ситуацию ( выявлять наиболее важные факторы, которые оказывают наибольшее влияние на ситуацию в организации в каждый момент времени)

Ситуационный подход – это способ мышления об организационных проблемах и решениях, в котором  сохранена концепция процесса управления.                     Менеджер должен уметь выбирать конкретные приемы в конкретной ситуации, которые бы максимально снижали отрицательные последствия и способствовали достижению высокой эффективности  в деятельности организации

Ситуационный подход увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями в целях эффективного достижения целей организации                     

Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри организаций в целях выявления наиболее значимых  переменных, которые влияют на эффективность деятельности организации                   

 

 

Новая система взглядов на управление

 

 

Новая система взглядов на управление

 

                                                              

 

Причины возникновения                                Основные

положения

(сформулированы

в 70-80 годы)                     

Принципы

управления

                                                              

 

Научно-технический

прогресс                              Организация- это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внешней и внутренней среды                               Лояльность к работникам,

ответственность  как обязательное условие успешного менеджмента

Концентрация научного и производственного потенциала                              Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей людей                          Коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали

Преимущественное развитие отраслей экономики, работающих в основном на удовлетворение потребностей людей, и наукоемких отраслей                     Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции на изменение ситуации                        Атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей работников; методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой

Производство все более ориентируется на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по емкости рынки, что привело к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению связей между организациями, к высокой значимости таких критериев бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды                    Главный источник прибыли – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала                        Установление долевого участия работников в общих результатах

                                                              

                                                               Своевременная реакция на изменения в окружающей среде

                                                              

                               Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства                         Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы

                                                              

                                                              

                                                               Этика бизнеса золотое правило менеджмента; Честность и доверие к людям; опора на фундаментальные основы менеджмента:    качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал

 

Рис.В-4

 

Менеджмент: наука или искусство?

 

Менеджмент как искусство 

управления

Менеджмент с точки зрения конкретных управленческих действий – это форма общественной практики людей, посредством которой обеспечивается функционирование и развитие предприятий, реализация стоящих перед ними задач.

Высокая степень овладения практикой управления предприятиями  может оцениваться как искусство. Менеджмент рассматривается как искусство, которое должно удовлетворять и нравственные потребности людей.                           Менеджмент как наука

 управления

Менеджмент как наука возник на базе практической деятельности по управлению организациями.

Он имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за многие годы практики, которая представляет совокупность концепций,  теорий, принципов, способов и форм управления. В самостоятельную область науки менеджмент выделился в конце 19 века.

                              

 

Основания для понимания

 менеджмента

 как искусства управления

                              

Основания для понимания

 менеджмента как науки  управления, основные задачи

 

                              

Организации – это сложные социально-эконо-мические и социально-технические системы,

имущественные комплексы, владеющие недвижимостью, на которые воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды и которые  надо умело учитывать.                        Объяснение природы управленческого труда

                               Выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным.

 

Персонал организаций – главный фактор, учет которого требует искусства управления коллективами в конкретных ситуациях                                Установление связей между причиной и следствием, возможность анализа деятельности организации за определенный период.

                               Своевременное и квалифицированное управление текущей деятельностью организации

Менеджмент как искусство  управления  проявляется в способности  руководителя, таланте управлять сложным коллективом людей, занимающихся деятельностью различного вида. Есть  менеджеры «от бога».                           

                               Прогнозирование развития событий и в соответствии с этим разработка стратегии и политики организации, учет управленческих тенденций в условиях развития компьютерных и телекоммуникационных средств управления и экономики в целом.

 

Рис.В-5

 

Сайт создан в системе uCoz